Человеческие ценности в образах отечественного кинематографа XX века

Победители и призеры Герценовских внутривузовских олимпиад для бакалавров получают  3 дополнительных балла к результату вступительного испытания при поступлении только в РГПУ им А.И. Герцена. Участвовать в олимпиадах могут бакалавры с 1-4 курс любого высшего учебного заведения, а также лица, имеющие высшее образование. Диплом олимпиады действителен 4 года. Если вы являетесь победителем или призером нескольких внутривузовских олимпиад, то использовать  при поступлении вы можете только один диплом на ваш выбор.

«Человеческие ценности в образах отечественного кинематографа ХХ века»

Дата проведения: 20 апреля 2017  –  Очный этап.

Время проведения: 16.00.

Место проведения: ул. М. Посадская, 26, ауд. 101 (станция метро "Горьковская")

 

По одной из типологий культуры, в основе которой – способ хранения и передачи информации, современная культура определяется как сетевой, экранный и информационный тип. Один из самых популярных видов экранного искусства – игровое кино. Отечественный кинематограф проделал большой путь с этапа появления и до сегодняшнего дня, развиваясь и меняясь вместе со страной. Как в зеркале,  в образах кино можно наблюдать, что волновало людей в тех или иных исторических реалиях, какие  события и как отразились на жизни страны, какие герои и антигерои выдвигались на первый план временем. Советский период занимает большую часть ХХ века, и именно советский кинематограф до сих пор считается визитной карточкой отечественного кинематографа. В советском кинематографе на разных этапах развития были актуализированы самые различные вопросы межличностных взаимоотношений, заложен фундамент ценностного отношения к человеку и миру.

Искусство, являясь самосознанием культуры, позволяет увидеть и реконструировать картину мира культурно-исторической эпохи и одновременно выявить ее общечеловеческий и общезначимый гуманистический потенциал.  

Хотелось бы, чтобы авторы эссе сумели увидеть за художественными образами конкретного произведения основные ценности и смыслы, а также героев своего времени и идеалы, на которые ориентировались ценностные установки того или иного периода отечественной культуры. Необходимо постараться выявить глобальное содержание в уникальном художественном произведении, обратить внимание не только на конкретный сюжет и проблему, затронутые в фильме, но описать более широкий культурный контекст. Кроме того, проанализировать какие именно художественные средства задействуются при создании кинематографического полотна режиссерами, художниками, композиторами, как удается донести до зрителя и слушателя чувства, настроения и мысли человека конкретного времени.

Задание: подготовиться к написанию эссе, объем: 4-6 страниц формата А4. Время на выполнение задания – 1-1,5 часа.

Условия проведения очного этапа олимпиады:

Участникам олимпиады будет предложена одна из перечисленных ниже тем. Необходимо выбрать два фильма из этой темы и написать аналитическое эссе.

Эссе должно содержать: изложение сути заявленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы на примере выбранных кинокартин, а также изложение аргументированного собственного мнения. Необходимо раскрыть особенности тех средств художественной выразительности, которые создатели кинопроизведения используют для воплощения человеческих ценностей, свойственных героям и обществу культурно-исторического периода. 

В эссе необходимо сравнить образы и типажи героев и антигероев выбранных картин, выявить сходные черты и обозначить отличия. Каким способом режиссёр раскрывает тему, какие расставляет акценты, на что обращает внимание зрителя. При анализе фильмов необходимо описать историко-культурный контекст – что происходило в это время в стране, какой тип героя был востребован временем, какие ценности являются доминирующими и выдвигаются режиссёром на первый план. Проанализировать какие ситуации и проблемы раскрываются в выбранных кинокартинах и почему.

Критерии оценки:

- соответствие представленного материала жанру эссе

- полнота раскрытия замысла эссе в культурологическом аспекте

- характер и уровень теоретической аргументации

- умение связать конкретный фильм с общекультурным контекстом

- умение анализировать явления и предметы художественной культуры

- структурированность анализа

- владение категориальным научным аппаратом

   

   

Примерные темы:

            Тема 1. «Образ учёного в советском кинематографе»: «Весна» (реж. Г.В. Александров, 1947 г.), «Девять дней одного года» (реж. М.И. Ромм, 1962 г.), «Гиперболоид инженера Гарина» (реж. А.И. Гинцбург, 1965 г.),  «Иду на грозу» (реж. С. Микаэлян, 1966 г.), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979 г.), «Завещание профессора Доуэля» (реж. Л. Менакер, 1984 г.)

            Тема 2. «Образ школы в советском кинематографе»:  «Первоклассница» (реж. И. Фрэз, 1948 г.), «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев, 1956 г.), «Доживём до понедельника» (реж. С. Ростоцкий, 1968 г.), «Большая перемена» (реж. А. Коренев, 1978 г.), «Завтра была война» (реж. Ю. Кара, 1987 г.), «Дорогая Елена Сергеевна» (реж. Э. Рязанов, 1988 г.)

            Тема 3. «Образ рабочего в советском кинематографе»: «Трактористы» (реж. И. Пырьев, 1939 г.), «Весна на Заречной улице» (реж. Ф. Миронер и М. Хуциев, 1956 г.), «Высота» (реж. А. Зархи, 1957 г.), «Девчата» (реж. Ю. Чулюкин, 1961 г.), «Я шагаю по Москве» (реж. Г. Данелия, 1963 г.), «Живёт такой парень» (реж. В. Шукшин, 1964 г.), «Афоня» (реж. Г. Данелия, 1975 г.)

Список литературы:

Учебные пособия, словари:

  1. История советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 1: 1917-1931 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1969. – 755 с.
  2. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 2: 1931-1941 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1973. – 511 с.
  3. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 3: 1941-1952 / Ин-т истории искусств М-ва культуры СССР. – М.: Искусство, 1975. – 318с.
  4. История Советского кино, 1917-1967: В 4 т. Т. 4: 1952-1967 / ВНИИ искусствоведения, НИИ теории и истории кино. – М.: Искусство, 1978. – 485 с.
  5. История отечественного кино. Хрестоматия / Авт.-сост. А.С. Трошин и др. – М.: Канон+РООИ "Реабилитация", 2011. – 672 с.
  6. Кино: Энциклопедический словарь / гл. ред. С.И. Юткевич. – М., 1987
  7. Мировая художественная культура XX век. Кино, музыка, театр / E.П. Львова, Д.В. Сарабьянов и др. – СПб: Питер, 2007
  8. Основы теории художественной культуры. Учебное пособие / под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб: Лань, 2001. – 288 с.
  9. Энциклопедия для детей. Том 7. Искусство. Часть третья. Музыка. Театр. Кино. Серия «Аванта+». – М., 2006

 

Общие работы:

  1. Аннинский Л.А. Шестидесятники и мы: Кинематограф, ставший и не ставший историей / Л. А. Аннинский. – М.: Киноцентр, 1991. – 238 с.
  2. Зоркая Н. История отечественного кино. XX век. – М.: Белый город, 2014. – 512 с.
  3. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. – М.: Рос. фонд культуры: Русская панорама, 2001. – 487 с.
  4. Летопись российского кино, 1930-1945 / Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства, Госфильмофонд Рос. Федерации; [сост. П. А. Багров [и др.]; отв. ред. А. С. Дерябин]. – М.: Материк, 2007. – 846, [1] с.
  5. Митта, А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому... – М.: Подкова: Эксмо-Пресс, 2002. – 475 с.
  6. Разлогов К. Первый век нашего кино. – М.: Локид, 2006. – 910 с.
  7. Страницы истории отечественного кино: [детское кино, анимация, документальное кино, кинематограф русского зарубежья] / Федер. агентство по культуре и кинематографии Рос. Федерации, Науч.-исслед. ин-т киноискусства; отв. ред. Л.М. Будяк; сост. Д.Л. Караваев. – М.: Материк, 2006. – 281, [2] с.

 

Научные работы:

  1. Булгакова О.А. Фабрика жестов. – М.: НЛО, 2008. – 304 с.
  2. Дашкова Т. Границы приватного в советских кинофльмах до и после 1956 года: проблематизация переходного периода. – М., 2008.
  3. Добренко Е. Музей революции. Советское кино и сталинский исторический нарратив. – М.: НЛО, 2008. – 424 с.
  4. Прохоров А. Унаследованный дискурс. Парадигмы сталинской культуры в литературе и кинематографе «оттепели». – СПб: «Академический Проект», 2007
  5. Разлогов К. Мировое кино. История искусства экрана. – М.: Эксмо, 2011. – 688 с.
  6. Сальникова Е.В. Советская культура в движении: от середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. – Изд. 2-е. – М.: URSS, 2010. – 471 с.
  7. Хренов Н.А. Кино. Реабилитация архетипической реальности. – М.: Аграф, 2006. – 736 с.
  8. Хренов Н.А. Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-традиция , 2008. – 536 с.

   

 ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ : 

№ п/п

ФИО

Баллы

  1.  

Соколова Александра Сергеевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

239 – Победитель

  1.  

Бородина Полина Сергеевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

238 – Призер

  1.  

Осминкина Евгения Владимировна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

237 – Призер

  1.  

Касьянова Анастасия Леонидовна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

232

  1.  

Персиянова Мария Вадимовна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

231

  1.  

Ринейская Татьяна Сергеевна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

221

  1.  

Сидорова Елизавета Элеонора Владимировна РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

197

  1.  

Кочетова Елизавета Антоновна

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

160

  1.  

Карпов Сергей Олегович

РГПУ им. А.И. Герцена, Ин-т философии человека, 4 курс

95

     

Благодарим обучающихся за участие в олимпиаде!

  

  

Все даты являются ориентировочными и могут быть изменены оргкомитетом! Следите за обновлениями на странице олимпиады!

 

 КОНТАКТЫ:

 Будем рады видеть Вас в стенах Герценовского университета!

Последнее изменение: Понедельник, 22 Май 2017, 10:05